История и культура:

США в период холодной войны (1945—1989)

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (6 и 9 августа 1945 года) — единственный в истории человечества пример боево...

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ В XVIII в

Давно уже Западная Европа смотрела на Новый Свет как на источник богатств. Еще в конце XVI в. на эти земли стали прете...

Обычаи и традиции США

Из-за размеров страны и многонациональной эмигрантской среды США здесь вряд ли удастся выделить какую-то единую моде...

Предпосылки войны за независимость

Ко второй половине XVIII века население американских колоний все явственнее выступало как общность людей, находившихся...

Путеводитель:

Прогулки по Нью-Йорку с томиком О.Генри

News image

Лето в Нью-Йорке выдалось пожарче, чем в Москве (правда, без горящего торфяника). Индекс жары, который определяется совместным воздействием тепла и ...

Несентиментальные прогулки по Новому Свету

News image

Соединенные Штаты меньше всего воспринимаются как страна курортов. Туда ездят смотреть. Ездят все: немцы, французы, японцы.

Климат США

News image

На обширной территории США можно найти почти все типы климата, от арктического и субарктического на Аляске, до тропического на Гавайских островах, в...

Хэвенли и Скво Вэлли

News image

Высоко в горах Сьерра Невада вокруг удивительно красивого озера Тахо (Lake Tahoe) разбросано 17 больших и малых курортов, которые вместе образуют са...

Погода

Авторизация



Главная - Путеводитель - Внимание, двери открываются. Остановка Манхэттен, 1904 год


Внимание, двери открываются. Остановка Манхэттен, 1904 год
США - Путеводитель по США

  внимание, двери открываются. остановка манхэттен, 1904 год

Когда пробило семь часов, разноликая путешествующая публика Нью-Йорка, скопившаяся в нескольких точках от Сити-холла до пересечения Бродвея и 145-й улицы, как по мановению волшебной палочки, исчезла с лица земли , - сообщала газета Нью-Йорк таймс , описывая на следующее утро событие, произошедшее вечером 27 октября 1904 года. В тот вечер, который навсегда изменил жизнь города на Гудзоне, с нью-йоркских улиц пропали 150 тысяч человек! Но, по законам физики, если где чего-то убыло, то в другом месте столько же и прибыло. Прибыли эти 150 тысяч кто куда, но непременно на одну из 28 новеньких станций нью-йоркской подземки, которой нынче исполнилось сто лет.

Все станции были разноцветными: одна отделана зеленым кафелем, другая - голубым, третья - желтым, четвертая - бело-голубым и так далее. Расцветили их, однако, не столько для красоты, сколько из соображений сугубо практических: чтобы пассажир, проглядев название станции или пропустив мимо ушей объявление кондуктора, мог легко узнать ее по цветовой гамме. Ныне станций 468 (по их числу нью-йоркская подземка держит первое место в мире), и на все цветовой гаммы не хватает. А если и хватило бы, при таком количестве все равно не запомнишь, какой цвет какой станции соответствует.

В тот самый первый день подземки (кстати, это ее совершенно официальное название - subway) произошли три события, которые с тех пор повторяются снова и снова. Нью-Йорк таймс сразу поняла их значимость и утром 28 октября сообщила, что накануне некий Ф.Б.Шипли стал первым мужчиной, который уступил место женщине. Судя по тому, что газета обратила внимание на этот благородный жест и даже донесла до своих читателей имя джентльмена из Филадельфии, его поступок не носил массового характера даже в те, более романтические времена. Не носит и сейчас, но у филадельфийца Шипли, надо признать, есть последователи.

Второе событие связано с Генри Барретом, проживавшим в том далеком 1904 году в доме 348 по 48-й западной улице Манхэттена. Через три минуты после того, как означенный житель главного района Нью-Йорка вошел на станцию, он, к своему удивлению, обнаружил, что из его галстука вытащили бриллиантовую булавку в виде подковки. Из-за пропажи Баррет, конечно, расстроился, но следует признать, что, не стань он первой жертвой ограбления в нью-йоркской подземке, вряд ли история сохранила бы его имя, да еще и с адресом впридачу. В нынешние времена писать о тех, у кого на какой-то станции или в поезде что-то там стянули, не принято: места в газетах не хватит.

Ну а третьим событием, о котором поведала Нью-Йорк таймс сто лет назад, стало опоздание на одну из 28 станций экспресс-поезда из-за неисправности тормоза. Увы, поезда опаздывают и по сей день и, что хуже, застревают, хотя и редко, прямо в туннеле по причинам, пассажирам неведомым, а потому особенно неприятным. Как-то под Бруклином (еще один из пяти районов Нью-Йорка) поезд, в котором я ехал, простоял почти час, а в московских туннелях поезд дольше, чем на 15 минут (тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить) пока ни разу не застревал.

Нью-Йорк таймс от 28 октября 1904 года привела и провидческие слова пассажира, имя которого репортер не удосужился узнать: Помяните мое слово, подземка обернется бумом для газетного бизнеса. Когда едешь в поезде, смотреть совершенно не на что, кроме как на пассажиров, а это быстро надоедает . В туннеле под Бруклином газеты у меня, к сожалению, с собой не было.

Но вернемся на один абзац назад, где упомянут экспресс-поезд, какие совершенно не ведомы пассажирам нашего метрополитена. Создатели нью-йоркской подземки сделали ее не о двух путях, как наши линии (одни поезда - туда , другие - обратно ), а о четырех. Два пути - для составов, которые делают остановки на каждой станции, два - для экспрессов с минимальным числом остановок и соответственно со средней скоростью почти вдвое большей, чем у медленных поездов. Это удивительно удобно, хотя по незнанию можно, конечно, перепутать поезда и проехать мимо нужной станции. Но для этого нужно сильно постараться: у экспрессов свои собственные платформы.

Вне всяких сомнений, у Нью-Йорка теперь самая совершенная и самая современная система быстрого транспорта, какой нет больше нигде в мире. И это благодаря тому, что планировалась она с размахом, а инженеры не были связаны какими-то соображениями экономии и обладали тем преимуществом, что могли учесть опыт Лондона, Будапешта, Парижа и Берлина , - писал в своем номере от 29 октября 1904 года журнал Сайентифик Америкэн . Лондонская подземка, о которой мы рассказывали в номере за 12-18 сентября прошлого года, была открыта в 1863 году, метро Будапешта - в 1896-м, Парижа - в 1900-м, Берлина - в 1902 году. Почему журнал счел, что опыт Чикаго и Бостона, где подземные магистрали появились соответственно в 1892 и 1897 годах, учитывать не стоило, я, честно говоря, не знаю.

Первая линия подземки вместе с поездами и всем оборудованием обошлась в 75 миллионов долларов. Чтобы пересчитать эту сумму на нынешние деньги, нужно умножить минимум на 20: покупательная способность тогдашнего Джорджа Вашингтона была чуть больше, чем у теперешней двадцатки с портретом президента Эндрю Джэксона. Начав отрабатывать вложенные в нее миллионы, подземка возила пассажиров за 5 центов. При входе на станцию нужно было купить билетик и отдать его контролеру. В 1920-е годы в целях экономии установили автоматы, которые принимали никели , как называют пятицентовые монеты. Такая плата за вход продержалась до 1948 года, когда увеличилась сразу вдвое - до одного дайма (десятицентовик). А когда в 1953 году вход стал стоить 15 центов, придумали токены , по-нашему - жетоны, так как автоматы не умели принимать больше одной монеты, а 15-центовых не существует.

Сейчас проезд в подземке стоит 2 доллара. Много это или мало? Если считать по официальному курсу, наше метро покажется куда более доступным. Но зарплаты в США и в России, как известно, немножко разные, и вести пересчет по курсу не стоит. Будем считать иначе. Наш МРОТ - 600 рублей в месяц, а вход в метро - десятка (с 1 января МРОТ увеличится до 720 рублей, но, надо думать, что и метро подорожает). Значит, человеку, который живет (вернее прозябает) на этот самый МРОТ, нужно отработать три с лишним часа, чтобы войти в метро. В США минимальная заработная плата - 5,15 доллара в час (собираются поднять до 6,65). Значит, ньюйоркцу, который живет на такую зарплату, нужно поработать чуть больше 23 минут. И получается, что нью-йоркская подземка в несколько раз дешевле московского метро.

При этом она гораздо разветвленнее, удобнее (экспрессы), меньше забита в час пик, работает круглосуточно и, вдобавок ко всему, она честнее. Вернее не она, а вся система городского общественного транспорта. Если в Москве, чтобы добраться с работы домой, вам нужно сначала ехать на метро, а потом еще сесть в автобус или троллейбус, то вы, естественно, платите дважды - за метро и за наземный транспорт. Естественно? Противоестественно, скажет житель Нью-Йорка. Он пересаживается с метро в автобус бесплатно. Два доллара - это плата за проезд из любой точки А в любую точку Б, а будете вы при этом пользоваться одним транспортным средством или несколькими - не важно. Честнее? По-моему, честнее.

От нашего метро нью-йоркское отличается еще и тем, что оно проходит совсем неглубоко. При строительстве подземки было решено, что станции должны быть как можно ближе к поверхности, - рассказывал один из ее создателей Джон Хетрик читателям журнала Индепендент в октябрьском номере за 1904 год. - От старого типа глубоких туннелей, таких, как в Лондоне, отказались из-за неудобств, которые они доставляют жителям английской столицы. По большей части подземка Нью-Йорка находится под улицами на глубине всего четырех - пяти футов (1 фут = 30,48 сантиметра. - Прим.ЭП), и ясно, что спускаться на платформу не долго и не утомительно . А когда идешь по улицам, под которыми проходят линии метро, можно услышать его приглушенный грохот, который доносится сквозь вентиляционные решетки. Зимой оттуда идет тепло, поэтому на решетках любят спать бездомные.

В подземке можно перекусить и безалкогольно выпить, купив в автоматах все, что настоятельно не рекомендуют врачи-диетологи, а можно и приобщиться к пищи духовной. На многих станциях висят знаки Музыка под Нью-Йорком , а под ними играют музыканты, имеющие на то официальное разрешение властей. На остановке под Рокфеллеровским центром, например, струнное трио молодых женщин усладит ваш слух классической музыкой. Поездка на подземке - еще и неплохой способ осмотреть город, потому что многие линии, вопреки своему названию, выходят из-под земли и идут над улицами.

В подземке можно совершить путешествие во времени, правда, только в дни празднования юбилея. На одной из линий пустили поезд 1948 года с соломенными сиденьями, с вентиляторами вместо кондиционеров и рекламными объявлениями тех лет. Пустить поезд 1904 года не смогли: таких, да еще чтобы на ходу, не осталось.

Подземка преобразила город. В первые годы ее девизом было От Сити-холла до Гарлема за 15 минут . До этого от нью-йоркской мэрии до северной оконечности Манхэттена можно было добираться часами: и расстояние немалое, и уличные пробки появились в Нью-Йорке намного раньше автомобилей. Сами жители города утверждали, что за то время, что доедешь с юга на север острова, можно проделать полпути до Филадельфии. Население Нью-Йорка, в начале ХХ века второго по численности населения города мира, составляло без малого 3,5 миллиона человек, и большая часть ньюйоркцев сгрудилась на Манхэттене, который давал им работу. Добираться до работы из других районов было сложно и немыслимо долго. Там шла почти сельская жизнь. Развитие метро связало эти районы с центром и сделало возможным их быстрое заселение.

Кстати, за 100 лет, как по мановению волшебной палочки, с лица земли исчезли в Нью-Йорке уже больше 135 миллиардов человек, чтобы неусталыми, но довольными (или совсем наоборот) выйти из одной из станций подземки.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Горящие Туры в Шри Ланка из Бишкека срочно

Карта для путешествий по США:

Невада

News image

Невада (Nevada, площадь 286,3 тыс. кв. км) - самый пустынный и засушливый, но и самый быстрорастущий по численности населения штат США. Серебряный ...

Округ Колумбия

News image

Федеральный округ Колумбия (District of Columbia, DC) расположен в средней части атлантического побережья страны, вокруг города Вашингтон (площадь о...

Виргиния (Вирджиния)

News image

Штаты Виргиния (Commonwealth of Virginia, площадь 110,8 тыс. кв. км) и Западная Виргиния (West Virginia, 62,8 тыс. кв

Джорджия

News image

Штат Джорджия (Georgia, площадь 154 тыс. кв. км) лежит в самом центре южных районов атлантического побережья. Здесь заканчиваются Аппалачи и начинаю...

Тут нужно побывать:

Национальный парк Зион

News image

Национальный парк Зион около Спрингдейла, раскинувшийся вокруг каньона Вирджин-Ривер (24 км в длину и 800 метров в глу...

Музей рыцарей плаща и кинжала

News image

В Вашингтоне с большой помпой открылся первый в мире Международный музей шпионажа. Правда, попасть в него смогли не вс...

Самое прекрасное ожерелье островов

News image

На Гавайях значительно быстрей, чем в других местах, приходит мысль, что Россия расположена намного ближе к Земле Фран...

Отчёты о поездках:

News image

АМЕРИКАНСКИЕ МОТЕЛИ: РОМАНТИКА АВТОПУТЕШЕСТВИЯ

Две недели мы путешествовали на авто по США – от Сиэтла через Портленд, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Сан-Диего до Лас-Вегаса и Гранд-Каньона. Успели...

News image

Однажды... в Америку (впечатления, советы B1/B2)

зима 2000 Желание посетить США было давно, но все было недосуг. И вот, наконец, собрались. Для начала позвонили в генеральное консульство в Екате...

News image

Форт Брэгг: в гостях у американского спецназа

октябрь 2006 В теперь уже далекие советские времена заглотил я книгу про заклятых заокеанских империалистов Джин Грин - неприкасаемый , автором ...

News image

БЕСТ ВЕСТЕРН С ОКНАМИ В СТЕНКУ

Само по себе понятие Бест Вестерн намного четче характеризует отель, чем, например, отель 3* . Ты всегда знаешь чего в нем ожидать. Это будет акк...

News image

Чикаго, Хэнкок-тауэр

сентябрь 2009 Chicago. John Hancock Tower. Хэнкок-тауэр находится в северной части Мичиган Авеню рядом с Water tower. Здание построено в перио...

Известные люди:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image