История и культура:

Вторая мировая война для США (1941—1945)

Как и в Первой мировой войне, Соединенные Штаты не вступали во Вторую мировую войну до тех пор, пока остальные активны...

День Колумба

Это сейчас мы знаем, что Земля круглая. В XV веке люди были уверены, что Земля плоская, как блин, и за границами этого...

Второй период войны (май 1863 — апрель 1865)

Сражения 1863 года Кампания 1863 года стала в ходе войны переломной, хотя ее начало было для северян неудачным. В я...

Гражданская война в США

Гражданская война в США (война Севера и Юга; англ. American Civil War) 1861—1865 годов — война между аболиционистскими...

Путеводитель:

Американских школьников к доске не вызывают

News image

Когда в 1990 году родители сказали Саше Зуевой, что ей придется поехать вместе с ними в США, она расплакалась: очень не хотелось расставаться с одно...

Массачусетс

News image

Массачусетс - один из самых миниатюрных штатов Америки. Его площадь в 32 раза меньше территории Техаса. Но этот крошечный штат, который можно за п...

Дикий атомный Запад

News image

“Холодная война” стала туристическим аттракционом: на “ядерной тропе”, ведущей через Неваду и Нью-Мексико, вас ждут секретные лаборатории, явки сове...

Аэропорт, где возникают воздушные пробки

News image

Определить, в каком городе находится самый оживленный перекресток мира, сложно. Да никто это и не выяснял. Зато известно, что самый загруженный авиа...

Погода

Авторизация



Главная - Путеводитель - Внимание, двери открываются. Остановка Манхэттен, 1904 год


Внимание, двери открываются. Остановка Манхэттен, 1904 год
США - Путеводитель по США

  внимание, двери открываются. остановка манхэттен, 1904 год

Когда пробило семь часов, разноликая путешествующая публика Нью-Йорка, скопившаяся в нескольких точках от Сити-холла до пересечения Бродвея и 145-й улицы, как по мановению волшебной палочки, исчезла с лица земли , - сообщала газета Нью-Йорк таймс , описывая на следующее утро событие, произошедшее вечером 27 октября 1904 года. В тот вечер, который навсегда изменил жизнь города на Гудзоне, с нью-йоркских улиц пропали 150 тысяч человек! Но, по законам физики, если где чего-то убыло, то в другом месте столько же и прибыло. Прибыли эти 150 тысяч кто куда, но непременно на одну из 28 новеньких станций нью-йоркской подземки, которой нынче исполнилось сто лет.

Все станции были разноцветными: одна отделана зеленым кафелем, другая - голубым, третья - желтым, четвертая - бело-голубым и так далее. Расцветили их, однако, не столько для красоты, сколько из соображений сугубо практических: чтобы пассажир, проглядев название станции или пропустив мимо ушей объявление кондуктора, мог легко узнать ее по цветовой гамме. Ныне станций 468 (по их числу нью-йоркская подземка держит первое место в мире), и на все цветовой гаммы не хватает. А если и хватило бы, при таком количестве все равно не запомнишь, какой цвет какой станции соответствует.

В тот самый первый день подземки (кстати, это ее совершенно официальное название - subway) произошли три события, которые с тех пор повторяются снова и снова. Нью-Йорк таймс сразу поняла их значимость и утром 28 октября сообщила, что накануне некий Ф.Б.Шипли стал первым мужчиной, который уступил место женщине. Судя по тому, что газета обратила внимание на этот благородный жест и даже донесла до своих читателей имя джентльмена из Филадельфии, его поступок не носил массового характера даже в те, более романтические времена. Не носит и сейчас, но у филадельфийца Шипли, надо признать, есть последователи.

Второе событие связано с Генри Барретом, проживавшим в том далеком 1904 году в доме 348 по 48-й западной улице Манхэттена. Через три минуты после того, как означенный житель главного района Нью-Йорка вошел на станцию, он, к своему удивлению, обнаружил, что из его галстука вытащили бриллиантовую булавку в виде подковки. Из-за пропажи Баррет, конечно, расстроился, но следует признать, что, не стань он первой жертвой ограбления в нью-йоркской подземке, вряд ли история сохранила бы его имя, да еще и с адресом впридачу. В нынешние времена писать о тех, у кого на какой-то станции или в поезде что-то там стянули, не принято: места в газетах не хватит.

Ну а третьим событием, о котором поведала Нью-Йорк таймс сто лет назад, стало опоздание на одну из 28 станций экспресс-поезда из-за неисправности тормоза. Увы, поезда опаздывают и по сей день и, что хуже, застревают, хотя и редко, прямо в туннеле по причинам, пассажирам неведомым, а потому особенно неприятным. Как-то под Бруклином (еще один из пяти районов Нью-Йорка) поезд, в котором я ехал, простоял почти час, а в московских туннелях поезд дольше, чем на 15 минут (тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить) пока ни разу не застревал.

Нью-Йорк таймс от 28 октября 1904 года привела и провидческие слова пассажира, имя которого репортер не удосужился узнать: Помяните мое слово, подземка обернется бумом для газетного бизнеса. Когда едешь в поезде, смотреть совершенно не на что, кроме как на пассажиров, а это быстро надоедает . В туннеле под Бруклином газеты у меня, к сожалению, с собой не было.

Но вернемся на один абзац назад, где упомянут экспресс-поезд, какие совершенно не ведомы пассажирам нашего метрополитена. Создатели нью-йоркской подземки сделали ее не о двух путях, как наши линии (одни поезда - туда , другие - обратно ), а о четырех. Два пути - для составов, которые делают остановки на каждой станции, два - для экспрессов с минимальным числом остановок и соответственно со средней скоростью почти вдвое большей, чем у медленных поездов. Это удивительно удобно, хотя по незнанию можно, конечно, перепутать поезда и проехать мимо нужной станции. Но для этого нужно сильно постараться: у экспрессов свои собственные платформы.

Вне всяких сомнений, у Нью-Йорка теперь самая совершенная и самая современная система быстрого транспорта, какой нет больше нигде в мире. И это благодаря тому, что планировалась она с размахом, а инженеры не были связаны какими-то соображениями экономии и обладали тем преимуществом, что могли учесть опыт Лондона, Будапешта, Парижа и Берлина , - писал в своем номере от 29 октября 1904 года журнал Сайентифик Америкэн . Лондонская подземка, о которой мы рассказывали в номере за 12-18 сентября прошлого года, была открыта в 1863 году, метро Будапешта - в 1896-м, Парижа - в 1900-м, Берлина - в 1902 году. Почему журнал счел, что опыт Чикаго и Бостона, где подземные магистрали появились соответственно в 1892 и 1897 годах, учитывать не стоило, я, честно говоря, не знаю.

Первая линия подземки вместе с поездами и всем оборудованием обошлась в 75 миллионов долларов. Чтобы пересчитать эту сумму на нынешние деньги, нужно умножить минимум на 20: покупательная способность тогдашнего Джорджа Вашингтона была чуть больше, чем у теперешней двадцатки с портретом президента Эндрю Джэксона. Начав отрабатывать вложенные в нее миллионы, подземка возила пассажиров за 5 центов. При входе на станцию нужно было купить билетик и отдать его контролеру. В 1920-е годы в целях экономии установили автоматы, которые принимали никели , как называют пятицентовые монеты. Такая плата за вход продержалась до 1948 года, когда увеличилась сразу вдвое - до одного дайма (десятицентовик). А когда в 1953 году вход стал стоить 15 центов, придумали токены , по-нашему - жетоны, так как автоматы не умели принимать больше одной монеты, а 15-центовых не существует.

Сейчас проезд в подземке стоит 2 доллара. Много это или мало? Если считать по официальному курсу, наше метро покажется куда более доступным. Но зарплаты в США и в России, как известно, немножко разные, и вести пересчет по курсу не стоит. Будем считать иначе. Наш МРОТ - 600 рублей в месяц, а вход в метро - десятка (с 1 января МРОТ увеличится до 720 рублей, но, надо думать, что и метро подорожает). Значит, человеку, который живет (вернее прозябает) на этот самый МРОТ, нужно отработать три с лишним часа, чтобы войти в метро. В США минимальная заработная плата - 5,15 доллара в час (собираются поднять до 6,65). Значит, ньюйоркцу, который живет на такую зарплату, нужно поработать чуть больше 23 минут. И получается, что нью-йоркская подземка в несколько раз дешевле московского метро.

При этом она гораздо разветвленнее, удобнее (экспрессы), меньше забита в час пик, работает круглосуточно и, вдобавок ко всему, она честнее. Вернее не она, а вся система городского общественного транспорта. Если в Москве, чтобы добраться с работы домой, вам нужно сначала ехать на метро, а потом еще сесть в автобус или троллейбус, то вы, естественно, платите дважды - за метро и за наземный транспорт. Естественно? Противоестественно, скажет житель Нью-Йорка. Он пересаживается с метро в автобус бесплатно. Два доллара - это плата за проезд из любой точки А в любую точку Б, а будете вы при этом пользоваться одним транспортным средством или несколькими - не важно. Честнее? По-моему, честнее.

От нашего метро нью-йоркское отличается еще и тем, что оно проходит совсем неглубоко. При строительстве подземки было решено, что станции должны быть как можно ближе к поверхности, - рассказывал один из ее создателей Джон Хетрик читателям журнала Индепендент в октябрьском номере за 1904 год. - От старого типа глубоких туннелей, таких, как в Лондоне, отказались из-за неудобств, которые они доставляют жителям английской столицы. По большей части подземка Нью-Йорка находится под улицами на глубине всего четырех - пяти футов (1 фут = 30,48 сантиметра. - Прим.ЭП), и ясно, что спускаться на платформу не долго и не утомительно . А когда идешь по улицам, под которыми проходят линии метро, можно услышать его приглушенный грохот, который доносится сквозь вентиляционные решетки. Зимой оттуда идет тепло, поэтому на решетках любят спать бездомные.

В подземке можно перекусить и безалкогольно выпить, купив в автоматах все, что настоятельно не рекомендуют врачи-диетологи, а можно и приобщиться к пищи духовной. На многих станциях висят знаки Музыка под Нью-Йорком , а под ними играют музыканты, имеющие на то официальное разрешение властей. На остановке под Рокфеллеровским центром, например, струнное трио молодых женщин усладит ваш слух классической музыкой. Поездка на подземке - еще и неплохой способ осмотреть город, потому что многие линии, вопреки своему названию, выходят из-под земли и идут над улицами.

В подземке можно совершить путешествие во времени, правда, только в дни празднования юбилея. На одной из линий пустили поезд 1948 года с соломенными сиденьями, с вентиляторами вместо кондиционеров и рекламными объявлениями тех лет. Пустить поезд 1904 года не смогли: таких, да еще чтобы на ходу, не осталось.

Подземка преобразила город. В первые годы ее девизом было От Сити-холла до Гарлема за 15 минут . До этого от нью-йоркской мэрии до северной оконечности Манхэттена можно было добираться часами: и расстояние немалое, и уличные пробки появились в Нью-Йорке намного раньше автомобилей. Сами жители города утверждали, что за то время, что доедешь с юга на север острова, можно проделать полпути до Филадельфии. Население Нью-Йорка, в начале ХХ века второго по численности населения города мира, составляло без малого 3,5 миллиона человек, и большая часть ньюйоркцев сгрудилась на Манхэттене, который давал им работу. Добираться до работы из других районов было сложно и немыслимо долго. Там шла почти сельская жизнь. Развитие метро связало эти районы с центром и сделало возможным их быстрое заселение.

Кстати, за 100 лет, как по мановению волшебной палочки, с лица земли исчезли в Нью-Йорке уже больше 135 миллиардов человек, чтобы неусталыми, но довольными (или совсем наоборот) выйти из одной из станций подземки.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Карта для путешествий по США:

Детройт

News image

Расположенный на плоских равнинах юго-восточного Мичигана, Детройт - один из самых известных и колоритных городов страны. Некогда мощнейший промышле...

Вермонт

News image

Небольшой штат Вермонт расположен на северо-востоке США и носит официальное прозвище Штат зелёных гор (слово Vermont происходит от французского Ve...

Спрингфилд

News image

Столица штата - город Спрингфилд является тем самым местом, которое подарило всему штату одно из его прозвищ - Земля Линкольна . Молодой Авраам Лин...

Сан-Диего

News image

В самой южной части тихоокеанского побережья лежит второй по величине город Калифорнии - Сан-Диего. Выросший вокруг первой католической миссии в рег...

Тут нужно побывать:

Национальные парки и заповедники в США

News image

Первым национальным парком США является знаменитый Йеллоустонский национальный парк (основан 1 марта 1872 г., хотя офи...

Мауи

News image

Лежащий между Гавайи и Молокаи, остров Мауи (1883 кв. км - второй по размерам в архипелаге) - единственный остров Поли...

Остров в океане

News image

Испанцы, первыми увидевшие эти места, воскликнули: О, Florida! - о, цветущая! . Легенда гласит, что именно так штат...

Отчёты о поездках:

News image

Мои путешествия дальнобойщиком в Америке

сентябрь 2001 Дорогие друзья, сегодня мы перенесемся на два года позже того момента, когда я был бездомным в Нью-Йорке. Мне довелось полтора года...

News image

Долина Огня в Неваде

ноябрь 2009 Покинув цивилизацию, мы отправились на встречу с каменной пустыней. В 55 милях, или 88 км, к северо-востоку от Лас Вегаса находитс...

News image

Путешествие по американской Загульбе

сентябрь 2009 На свете немало манящих мест. Манящих не только красотами, но и названием. Одно из которых - Калифорния. Это как Загульба у н...

News image

Чикагские каникулы

февраль 2010 В феврале посетила славный город Чикаго, Windy City, как его называют в Штатах. Ветер там действительно силен, особенно это ощущаетс...

News image

Финнэйром в Нью-Йорк

декабрь 2009 Съездить в США я собирался давно. Еще 8 лет назад, в августе 2001-го года я получил американскую визу и уже разрабатывал маршрут пут...

Известные люди:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image